Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

4 мая 2018 г.

Удомельский Параскево-Пятницкий монастырь



Сегодня мне хочется вспомнить об одном монастыре, который стоял когда-то на берегу озера Песьво. И хотя он исчез давным-давно, но долгие годы среди местных жителей жила легенда, что когда-то неподалёку от
Троицкого Иоанно-Богословского мужского монастыря, на другом берегу, за протокой, что соединяет два озера, стоял женский монастырь. Сейчас даже место, где он располагался, исчезло, скрылось под водой… А мне захотелось сохранить память о нем вот в этом рассказе-исследовании.

Удомельский женский Параскево-Пятницкий монастырь был построен около 1540 года (1). Первые сведения о нем появились в Новгородских писцовых книгах за 1551 год. Вот что там написано:

«Да в Удомле же монастырек убогой Пятница святая, а стал тот монастырек на новее после Иванова писма Даниловича Вельяминова с товарищи, а в ней Божье милосердие Проща. А поставлен тот монастырек на монастырской земли, что Никола Святый в Удомле на Стану. А в монастыри церковь Пятница святая храм; а в монастыри старицы, черниц 10, а белиц 5 в том же монастыри, а дворишков за монастырем на посадце: дв. (двор) Олферко Огапьев, дв. церковной дьяк Офоня Игнатов, дв. сторож Гаврилко, дв. проскурница Лукерьица, а живут без пашни, а землицы у них пашенные нет. А в монастыре царя и великого князя ружки хлебные и денежные нет же. Да за монастырем же на посадце стоят дворишка торговых людей: дв. Матфейко Гришин седелник, дв. Игнашко Ондрюшин. А позему дают к Пятнице святой в дом на темьян, на ладан и на свечи с двора по алтыну на год»(2).

Разъясню этот, может быть, не вполне понятный текст.
«В Удомле» - имеется в виду волость Удомля (об этом я писала здесь).
«Стал тот монастырек на новее после Иванова писма Даниловича Вельяминова…» - это указание на то, что в предыдущую перепись, бывшую в 1538-39 гг., этого монастыря еще не было.
«Никола Святый в Удомле на Стану» - это центр волости Удомля и погоста, где находилась церковь Николая Чудотворца (об этом здесь).
Из этого летописного текста мы можем представить себе монастырь, в котором стоит деревянная церковь Святой Параскевы Пятницы, кельи, в которых жили 10 монахинь-черниц и еще 5 женщин-белиц. Белицами называли либо послушниц, готовящихся к поступлению в монашество, либо тех, кто просто удалился от мирской жизни в монастырь. А за монастырем находились еще 6 дворов, где проживали священнослужители и торговые люди. По тем временам достаточно много - не всякая деревня имела 6 дворов, бывали и меньше. Существовал монастырь на деньги, которые поступали с каждого двора («по алтыну на год»).


Следующая запись об этом монастыре датирована 1581 годом:
«Монастырь у озера у Песьвы. А в монастыре церковь Христовы мученицы Парасковеи, нареченные Пятницы, древеная в верх, а в церкве образы и свечи и книги и все строенье монастырское да приходное. Да в монастыре ж дв. (двор) попов, дв. дьячок, дв. понамарь, дв. проскурница, да пять келей, а в них живут шесть стариц, да две кельи нищих, а питаюца о церкви Божии. Да непашенных дв.» именуется 5 дворов. «Того ж монастыря пш. (пустошь) Островок»(3)

Как видим, здесь уже точно обозначено, что монастырь находился на озере Песьво, а не Удомля. По-прежнему здесь стоит деревянная церковь Великомученицы Параскевы Пятницы, есть 7 келий, где живут монахини и нищенки. Рядом – 4 двора священнослужителей и еще 5 дворов без пашни: видимо, торговых людей, как и ранее, в 1551 году. Но вот и приобретение монастыря – пустошь Островок, а это уже земля, пашни.

Попробуем проследить историю этого монастыря далее.
В 1645 году в монастыре обновили церковь.
 «Из клировой ведомости 1818 г. известно, что в Удомельско-Богословском погосте было две деревянные церкви: …вторая – упраздненного девичьего монастыря во имя муч. Параскевы с приделом св. вмч. Екатерины, построена в 1645 г.» (4). Упразднен монастырь будет позже, а здесь, в середине XVII века, как видим, в нем построена новая церковь, и с приделом. Значит, - после событий "смутного времени" ("Битва на Удомле") ожил монастырь, были у него и насельницы, и жертвователи.

Скрыльков Максим. Река Карелия, д.Челмужи, 
деревянная церковь Петра и Павла
Мало сохранилось документов с тех давних лет, тем более ценны те, что имеются. Вот, например, исповедные ведомости 1737 года. Они помогут нам узнать, кто проживал при монастыре в начале XVIII

Итак, «Роспись Новгородской епархии Бежецкия пятины Тверския половины Николаевского Удомельского погоста девичья монастыря церкви Великомученицы Христовы Параскевы» за 1737 год (5). В этой Росписи, кроме 4 дворов, где проживали священнослужители с семьями (поп Иуда Федотов, дьячок Давид Евстигнеев, пономарь Иван Федотов, просвирница Мавра Федорова), указаны четыре женщины дворянского происхождения, «в оном же монастыре обретавшиеся по обещанию из дворянства», а именно:
вдова Агафья Петрова дочь Языковых - 70 лет,
вдова Устина Андреева дочь Чарымовых – 73 года,
девка (т.е. незамужняя, девица) Евдокия Перфильева дочь Улановых – 69 лет,
девка Дария Трифонова дочь Аракчеевых – 65 лет.

Как видим, все они - представители дворянских фамилий, которые владели поместьями на Удомле. Перейти на жительство в монастырь у каждой из них могли быть свои причины: и желание уйти от мирской суеты, и одинокая старость, и даже обездоленность. Но, как бы то ни было, монастырь Параскевы Пятницы стал для них домом на старости лет, как, возможно, и для других, о ком мы за отсутствием сведений можем только предполагать.
Кстати, здесь хочу добавить, что в это же время в 1740 году в соседнем монастыре – мужском Троицком Иоанно-Богословском – проживал брат Евдокии Улановой, Вятского драгунского полка отставной прапорщик Козьма Перфильев сын  Уланов, вдовец 67 лет (6).
Кожин Семён. Суздаль. Деревянные церкви
Дальнейшая судьба монастыря Параскевы Пятницы была такой же, как и Троицкого Иоанна-Богословского, и многих других небольших монастырей в России: указом Екатерины II от 20 февраля 1764 года все они были упразднены. Однако церковь Великомученицы Параскевы простояла на берегу Песьва, как минимум, еще 10 лет: в архивах сохранились исповедные ведомости этой церкви за 1774 год, где записаны всего два двора: дьячок Филип Гаврилов и пономарь Иосиф Иванов с семьями (5). А в ревизской сказке 1782 г. упоминается, что престарелый упраздненного Пятницкого девичьего монастыря пономарь Иосиф Иванов выбыл в Приказ общественного призрения вместе со своею женой (4).

Монастырь закрыли, церковь снесли, но люди, прихожане сделали все возможное, чтобы сохранить память об этом святом для них намоленном месте. Там, где стоял женский монастырь, была поставлена часовня. Вот что писали о ней «Тверские епархиальные ведомости» в 1901 году:
«Из 5 часовен, существующих в пог[осте] Удомельском, особенно замечательна Пятницкая — на месте бывшего женского монастыря; в настоящее время эта часовня благолепно украшается местным прихожанином Апраксиным. В Пятницкую часовню ежегодно совершается в пятницу пред праздником св. прор. Илии крестный ход из Богословской церкви при многочисленном стечении богомольцев».
В 1870 году с левой стороны новой каменной Иоанно-Богословской церкви в Троице в память о Пятницком монастыре прихожане устроили придел во имя Святой Мученицы Параскевы Пятницы. В эту же церковь из бывшего женского монастыря была перенесена старинная икона Святой Мученицы Параскевы в серебряной ризе, которая пользовалась большим уважением прихожан. (4)

А что же теперь? Если не вспоминать, не рассказывать, то можно всё забыть – как будто и не жили сотни лет поколения наших предков на этой земле… Вот и с этим монастырем: после революции 1917 г., когда разрушали церкви и устраивали гонения на священников, мало что осталось в памяти людской. Даже место расположения Пятницкого женского монастыря вызывает споры и сомнения.
И мне хочется внести ясность и в этот вопрос, потому что для моего отца, Петрова Бориса Ивановича, уроженца деревни Вакарино, сомнений нет и не было: этот монастырь находился на берегу озера Песьво влево от моста через протоку, если смотреть от Троицы. Так рассказывал ему его отец и его бабушка.
Можно ли найти этому документальные подтверждения? Попробуем. Вот что написано в «Тверских епархиальных ведомостях» №17 за 1901г.:
«На месте нынешней церкви (в Троице) в старину существовал мужской Троицкий Удомельско-Богословский монастырь, а на противоположной стороне озера Песьва, в 120 саж. от церкви, был Рождественский Пятницкий женский монастырь…»
120 саженей – это 256,032 м. Попробуем с помощью одноверстовой карты Менде 1850х  гг. посмотреть, где это могло быть.

Как видите, расстояние от церкви Иоанна-Богослова в Троице до берега оз. Песьво, находящегося слева от моста через протоку, как раз составляет около 120 саженей. Что подтверждает версию моего отца (хотя для него это не является версией).

А вот еще одно свидетельство. Андрей Львов, проживавший каждое лето в деревне Слободка, вспоминает 1970е годы:
«На левой стороне за протокой, мне кажется, было кладбище, хотя никто этого не подтверждает. Мимо проедешь и не поймешь ничего - поляна как поляна. А вот вечером, когда роса и солнце стоит над Бережком, можно было заметить по траве стершиеся ряды холмиков правильной формы. И сама трава так прямоугольниками. Если это кладбище, то почему оно тут? Я еще тогда, когда был в деревне, спрашивал. Но никто этого не знает. А когда начали строить новый мост - бульдозер снял грунт в сторону церкви, и я там увидел скелет. Бульдозер его разрезал по грудной клетке. Сейчас это место под дорогой…»
Берег оз. Песьво, где стоял монастырь
Действительно, там, где был монастырь, была церковь и при ней кладбище – вот эти холмики и видел Андрей когда-то, а бульдозер разрыл часть кладбища при строительстве моста…

Теперь весь этот берег изменился. Вот фрагмент современной карты, где я так же отмерила 120 саженей от церкви в Троице.

Как видите, с приходом на Удомлю цивилизации в виде КАЭС, берег изменился до неузнаваемости, и скорее всего, бывший монастырь и его кладбище ныне покоятся под водой… Тишина и вечный покой…

Фото 2015 г.

Ссылки в тексте:

1. Ступкин Е. Встал монастырёк ново… / Е.Ступкин. – Вышний Волочёк: Ванчакова линия, 2009. – 216 с.
2. Новгородские писцовые книги, изданные Императорской археографической комиссией. Т.6 Книги Бежецкой пятины, 1910. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003830987#?page=1
3. Неволин К. О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке, 1853. URL: http://www.reglib.natm.ru/book/book_10/page.htm?num=0566
4. Тверские епархиальные ведомости №17, 1901. URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_rc_ap000047887/viewer
5. Исповедные ведомости Новгородской епархии Бежецкой пятины Тверской половины Николаевского Удомельского погоста Пятницкого девичья монастыря церкви Великомученицы Христовы Параскевы за 1737-1774 гг.
6. Исповедные ведомости Новгородской епархии Бежецкой пятины Тверской половины Удомельского Богословского монастыря церкви Иоанна Богослова за 1740 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий