Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

2 сентября 2017 г.

Озеро Удомля. Мыс Дедов

Мыс Дедов… Такое загадочное название носит один из многочисленных мысов озера Удомля. Произнесите его – и невольно вспомните и о своих родных стариках, и о сказочных мудрых старцах с длинными бородами, и о былинниках с гуслями, что рассказывают-поют свои были-небылицы… Несомненно, это название скрывает какую-то тайну!
Мыс Дедов на карте 1989 года
А расположен этот мыс недалеко от села Стан, древнего и богатого своей историей. Достаточно сказать, что еще в Писцовой книге Бежецкой пятины 1551 года об этом месте говорится: «В Никольском погосте в Удомельском на погосте церковь Никола Чудотворец…» («Новгородские писцовые книги, том шестой», 1910 г.). Село Стан долгое время было центром большой волости Удомля.
В XVIII веке на погосте стояли уже две деревянные церкви: церковь Николая Чудотворца, построенная в 1720 году, и церковь Рождества Христова – в 1730 году. Место, где располагалась церковь Николая Чудотворца, можно указать более-менее точно, потому что в 1872 году на ее месте построили новую, каменную церковь Богоявления Господня. Остатки фундамента этой церкви, разрушенной в 1937 году, можно найти и сейчас, так же, как и остатки кладбища в роще неподалеку.
Остатки фундамента Богоявленской церкви
и сохранившийся на кладбище крест. Фото 2014 г.
Указание места расположения Богоявленской церкви на спутниковой карте
А место, где еще в начале ХХ века стояла церковь Рождества Христова, оставалось неизвестным.
Однако на карте Менде 1850 года, обе церкви в селе Стан обозначены крестиками.
Фрагмент карты Менде 1850 г.
Мне показалось любопытным совместить этот фрагмент карты Менде с фрагментом современной спутниковой карты, чтобы уточнить места расположения обеих церквей.
Фрагмент спутниковой карты
И смотрите, что получилось:
Совмещение двух фрагментов
В результате наложения двух карт стало понятно, что «верхний» крестик располагается именно там, где сейчас находятся руины церкви Богоявления. Значит, там и стояла древняя церковь Николая Чудотворца.
А вот вторая – Христорождественская церковь, получается, что находилась прямо на мысе Дедов!
Какое замечательное открытие! Представьте себе, что на самом берегу озера, на возвышении стоит древняя деревянная церковь, рядом – маленькое кладбище, небольшая рощица. Ну, совсем, как на картине В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера Удомля»!
В.К.Бялыницкий-Бируля "Церковь на берегу озера Удомля"
Так ведь это и есть то самое место и та самая церковь! До сих пор на мысе Дедов осталось небольшое возвышение, груда камней и рощица – следы бывшей там когда-то церкви!
Мыс Дедов. Фото 2015 г.
А ведь о стоящей на самом берегу озера Удомля деревянной церкви еще в 1970-71 гг. писал в своих воспоминаниях А.А. Моравов: «В то время, когда И.И. Левитан жил на Удомле, на возвышенности, находящейся на берегу Удомельского озера, между деревней Акулово и Троицей, против Лубенькино, стояла старая деревянная церковь и при ней было заросшее березами кладбище... Во время жизни И.И. Левитана на Удомле это была единственная деревянная церковь на удомельском берегу»(1).
Фотографическое изображение Христорождественской церкви.
Фото 1902 года
Подтверждением этой версии о том, что Христорождественская церковь стояла на мысе Дедов могут служить и воспоминания Алексея Ильича Збарского: «К северу от мыса Дедов (макс. в 100 метрах) на берегу озера стоит маленькая округлой формы рощица, вокруг нее чистое пространство. Как-то в начале 1980-х годов я там случайно оказался и увидел, что внутри находилось заброшенное кладбище с лежащими старинными надгробиями, на которых уже с большим трудом читались надписи. На одном камне удалось прочитать время захоронения – вторая половина 19 века. Надгробий было несколько, разного размера и формы» (из частной переписки, 2015 г.).
И хотя в настоящее время этих камней не сохранилось, но когда-то они были на том месте!
Возвышенность на мысе Дедов. Фото 2015 г.
И.Левитан "Над вечным покоем"
Вид старинной деревянной церкви на фоне величавых просторов озера не мог не вдохновлять художников. Почему бы не предположить, что эта древняя церквушка и кладбище могли подсказать И.Левитану идею о написании картины «Над вечным покоем»? Да, на этой картине изображена другая церковь и ракурс другой, но ведь идея могла возникнуть и здесь, на мысе Дедов!

Изображение Христорождественской церкви сохранилось на картинах художников: В.К. Бялыницкого-Бируля и Н.Аксакова. Но поскольку ранее было не известно, где располагалась эта церковь, то невозможно было «привязать» картины к местности. Теперь же, если предположить, что эта церковь действительно стояла на мысе Дедов, картины приобретают другое звучание и несут больше информации.
Приняв за основу мою версию, Алексей Крючков на краеведческом форуме Путника подробно проанализировал картины В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера Удомля. 1905 г.» и «В конце зимы. 1907 г.», а так же картину Н.Аксакова «Николо-Стан. 1908». Он попытался выяснить, с каких ракурсов изображена Христорождественская церковь на этих картинах.
Приведу в сокращении цитату с форума:

"Теперь, после уточнения Татьяны, сопоставившей карту Менде с местностью, и высказавшей мысль о том, что Христорождественская церковь располагалась на мысе Дедов, кажется, всё встаёт на свои места, и объясняются следующие загадки:

1) Что Бялыницкий-Бируля не ошибся в названии своей картины ("Церковь на берегу озера Удомля"), и подписал её правильно: на картине у него расположен деревянный Христорождественский храм на Никольском погосте, который располагался на мысе Дедов. Вид у него дан с запада, поэтому на противоположном берегу озера, за церковью, виден Рядский берег озера Удомля.



 ...4) Картина Аксакова ("Николо-Стан") изображает эту церковь, видимо, с востока (если трактовать окно внизу, как алтарное, судя по симметрии храма, в сопоставлении с фото - это явно не боковой вид, а именно вид со стороны алтаря), тогда берег на переднем плане - это восточный берег мыса Дедов, а дорога - это зимник к Ряду и Вакарину, где жили прихожане этого храма.
(Кстати, на фото окна на втором ярусе сбоку действительно нет, что подтверждает версию о том, что у Аксакова вид храма написан с востока!)


5) Картина Б.Бируля "В конце зимы" очень похожа по ракурсу на картину Аксакова, но сложнее к толкованию. Точка зрения у него явно взята чуть правее, чем у Аксакова (судя по расположению банек и дороги). Но смущает то, что окно на втором ярусе храма уже не прорисовано, а главное, то, что мы видим словно бы ассимметрию первого этажа – создаётся впечатление алтарной пристройки слева, а значит, это должен был бы быть вид с севера, а с севера там поле, и понижение хоть и есть, но не такое большое, как к озеру! Но я думаю, что впечатление алтарной пристройки создаётся из-за того, что у Бируля правый угол первого этажа церкви закрыт банькой. И слева выступает не алтарь церкви, а всего лишь расширение первого этажа храма с правого бока. А значит, это вид тоже с востока, только чуточку с северо-востока.
Примерно так:
Реконструкция ракурсов видов на храм
в картинах художников и на фото 1902 г.
Итак, загадочный мыс Дедов приоткрывает свои тайны: под слоем забвения скрыты на нем следы старинной церкви и кладбища…

Две церкви, два кладбища рядом – чудесное, намоленное место на одном из берегов волшебного Молебного озера Удомля!


Ссылки в тексте:
1) А.А. Моравов «Озеро Удомля» // Краеведческий альманах «Удомельская старина», №28, 2002. URL: http://starina.tverlib.ru/us-0081.htm

2 комментария:

  1. Одним предположением разгадалась тайна сразу трёх картин! Поздравляю с этим чудесным открытием!!! 👏🏼👏🏼👏🏼

    ОтветитьУдалить
  2. Место, которое описывает Алексей, мне хорошо знакомо. В1960-1967 годах в поисках удачных мест для рыбалки и охоты неоднократно посещал этот берег. Кроме больших обломков фундамента встречались разбитые каменные кресты и надгробные плиты с надписями. В 1967 году уехал в военное училище и с тех пор не был там.

    ОтветитьУдалить