Мыс Дедов… Такое загадочное название носит один из многочисленных мысов
озера Удомля. Произнесите его – и невольно вспомните и о своих родных стариках,
и о сказочных мудрых старцах с длинными бородами, и о былинниках с гуслями, что
рассказывают-поют свои были-небылицы… Несомненно, это название скрывает
какую-то тайну!
Мыс Дедов на карте 1989 года |
А расположен этот мыс недалеко от села Стан, древнего и богатого своей историей.
Достаточно сказать, что еще в Писцовой книге Бежецкой пятины 1551 года об
этом месте говорится: «В Никольском
погосте в Удомельском на погосте церковь Никола Чудотворец…» («Новгородские
писцовые книги, том шестой», 1910 г.). Село Стан долгое время было центром
большой волости Удомля.
В XVIII веке на погосте стояли уже две деревянные церкви: церковь Николая
Чудотворца, построенная в 1720 году, и церковь Рождества Христова – в 1730 году.
Место, где располагалась церковь Николая Чудотворца, можно указать более-менее
точно, потому что в 1872 году на ее месте построили новую, каменную церковь Богоявления Господня. (Как выяснилось в 2020 г., места расположения церкви Богоявления и Николая Чудотворца не совпадали. Об этом - здесь). Остатки фундамента этой церкви, разрушенной в 1937 году, можно
найти и сейчас, так же, как и остатки кладбища в роще неподалеку.
|
А
место, где еще в начале ХХ века стояла церковь Рождества Христова, оставалось
неизвестным.
Однако
на карте Менде 1850 года, обе церкви в селе Стан обозначены крестиками.
Мне
показалось любопытным совместить этот фрагмент карты Менде с фрагментом современной
спутниковой карты, чтобы уточнить места расположения обеих церквей.
И смотрите,
что получилось:
В
результате наложения двух карт стало понятно, что «верхний» крестик
располагается именно там, где сейчас находятся руины церкви Богоявления.
Значит, там и стояла древняя церковь Николая Чудотворца (в 2021 году были уточнены сведения о том, где стояла церковь Николая Чудотворца здесь).
А вот
вторая – Христорождественская церковь, получается, что находилась прямо на мысе
Дедов!
Какое замечательное открытие! Представьте себе, что на самом берегу озера,
на возвышении стоит древняя деревянная церковь, рядом – маленькое кладбище,
небольшая рощица. Ну, совсем, как на картине В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь
на берегу озера Удомля»!
В.К.Бялыницкий-Бируля "Церковь на берегу озера Удомля" |
Так ведь это и есть то самое место и та самая церковь! До сих пор на мысе
Дедов осталось небольшое возвышение, груда камней и рощица – следы бывшей там
когда-то церкви!
Мыс Дедов. Фото 2015 г. |
А ведь о стоящей на самом берегу озера Удомля деревянной церкви еще в 1970-71 гг. писал в
своих воспоминаниях А.А. Моравов: «В то время, когда И.И. Левитан жил на Удомле, на возвышенности,
находящейся на берегу Удомельского озера, между деревней Акулово и Троицей,
против Лубенькино, стояла старая деревянная церковь и при ней было заросшее
березами кладбище... Во время жизни И.И. Левитана на Удомле это была
единственная деревянная церковь на удомельском берегу»(1).
Фотографическое изображение Христорождественской церкви. Фото 1902 года |
Подтверждением этой версии о том, что Христорождественская церковь стояла
на мысе Дедов могут служить и воспоминания Алексея Ильича Збарского: «К северу от мыса Дедов (макс. в 100 метрах)
на берегу озера стоит маленькая округлой формы рощица, вокруг нее чистое
пространство. Как-то в начале 1980-х годов я там случайно оказался и увидел,
что внутри находилось заброшенное кладбище с лежащими старинными надгробиями,
на которых уже с большим трудом читались надписи. На одном камне удалось
прочитать время захоронения – вторая половина 19 века. Надгробий было несколько,
разного размера и формы» (из частной переписки, 2015 г.).
И хотя в настоящее время этих камней не сохранилось, но когда-то они были
на том месте!
Возвышенность на мысе Дедов. Фото 2015 г. |
И.Левитан "Над вечным покоем" |
Вид старинной деревянной церкви на фоне величавых просторов озера не мог не
вдохновлять художников. Почему бы не предположить, что эта древняя церквушка и
кладбище могли подсказать И.Левитану идею о написании картины «Над вечным
покоем»? Да, на этой картине изображена другая церковь и ракурс другой, но ведь
идея могла возникнуть и здесь, на мысе Дедов!
Изображение Христорождественской церкви сохранилось на картинах художников: В.К. Бялыницкого-Бируля и Н.Аксакова. Но поскольку ранее было не известно,
где располагалась эта церковь, то невозможно было «привязать» картины к местности.
Теперь же, если предположить, что эта церковь действительно стояла на мысе
Дедов, картины приобретают другое звучание и несут больше информации.
Приняв за основу мою версию, Алексей Крючков на краеведческом форуме Путника
подробно проанализировал картины В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера
Удомля. 1905 г.» и «В конце зимы. 1907 г.», а так же картину Н.Аксакова «Николо-Стан.
1908». Он попытался выяснить, с каких ракурсов изображена Христорождественская
церковь на этих картинах.
Приведу в сокращении цитату с форума:
"Теперь, после уточнения Татьяны, сопоставившей карту Менде с местностью, и
высказавшей мысль о том, что Христорождественская церковь располагалась на мысе Дедов, кажется, всё
встаёт на свои места, и объясняются следующие загадки:
1) Что Бялыницкий-Бируля не ошибся в названии своей картины ("Церковь на берегу озера Удомля"), и подписал её правильно: на
картине у него расположен деревянный Христорождественский храм на Никольском погосте, который располагался на
мысе Дедов. Вид у него дан с запада, поэтому на противоположном берегу озера,
за церковью, виден Рядский берег озера Удомля.
...4) Картина Аксакова ("Николо-Стан") изображает эту церковь, видимо, с востока (если
трактовать окно внизу, как алтарное, судя по симметрии храма, в сопоставлении с
фото - это явно не боковой вид, а именно вид со стороны алтаря), тогда берег на
переднем плане - это восточный берег мыса Дедов, а дорога - это зимник к Ряду и
Вакарину, где жили прихожане этого храма.
(Кстати, на фото окна на втором ярусе сбоку действительно
нет, что подтверждает версию о том, что у Аксакова вид храма написан с востока!)
5) Картина Б.Бируля "В конце зимы" очень похожа по
ракурсу на картину Аксакова, но сложнее к толкованию. Точка зрения у него явно
взята чуть правее, чем у Аксакова (судя по расположению банек и дороги). Но
смущает то, что окно на втором ярусе храма уже не прорисовано, а главное, то,
что мы видим словно бы ассимметрию первого этажа – создаётся впечатление
алтарной пристройки слева, а значит, это должен был бы быть вид с севера, а с
севера там поле, и понижение хоть и есть, но не такое большое, как к озеру! Но
я думаю, что впечатление алтарной пристройки создаётся из-за того, что у Бируля
правый угол первого этажа церкви закрыт банькой. И слева выступает не алтарь
церкви, а всего лишь расширение первого этажа храма с правого бока. А значит,
это вид тоже с востока, только чуточку с северо-востока.
Примерно так:
Реконструкция ракурсов видов на храм в картинах художников и на фото 1902 г. |
Итак, загадочный мыс Дедов приоткрывает свои тайны: под слоем забвения скрыты
на нем следы старинной церкви и кладбища…
Две церкви, два кладбища рядом – чудесное, намоленное место на одном из
берегов волшебного Молебного озера Удомля!
Ссылки в тексте:
Одним предположением разгадалась тайна сразу трёх картин! Поздравляю с этим чудесным открытием!!! 👏🏼👏🏼👏🏼
ОтветитьУдалитьМесто, которое описывает Алексей, мне хорошо знакомо. В1960-1967 годах в поисках удачных мест для рыбалки и охоты неоднократно посещал этот берег. Кроме больших обломков фундамента встречались разбитые каменные кресты и надгробные плиты с надписями. В 1967 году уехал в военное училище и с тех пор не был там.
ОтветитьУдалить