Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

27 февраля 2021 г.

Удомельский Никольский погост. Где стояла церковь?

 Исследователи хорошо знают, что любое новое открытие не является окончанием, не ставит точку в исследованиях, а наоборот, служит источником новых идей, ставит новые вопросы перед исследователем – и ведет вперед и вперед! Так получилось и в исследованиях по Удомельскому Никольскому погосту. 

Село Стан на Удомле с его древней историей и легендами вдохновило многих краеведов на поиски, и вот уже постепенно предстали перед нами и деревянная Христорождественская церковь, и белокаменная Богоявленская. Теперь мы знаем и их историю, и как  они выглядели, и где находились. Казалось бы, что еще?

А вот и новая загадка. В статье Дениса Ивлева (1) с подробным описанием истории строительства церкви Богоявления (в XIX в.) вскрылся новый, ранее не известный факт: оказывается, Богоявленская церковь была построена не там, где стояла древняя церковь Николая Чудотворца, а на совершенно новом месте. Значит, местонахождение самой первой церкви, давшей название всему погосту, остается неизвестным.

Прочитаем внимательно цитату из статьи, касающуюся выбора места для строительства новой (Богоявленской) церкви в 1807 г. Из рапорта Вышневолоцкого духовного правления: «1-е, в оном погосте деревянная церковь во имя Святителя Николая с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежскаго Чудотворца, вместо коей прихожане просят построить каменный храм, весьма ветха и к падению склонна. 2-е, место, занимаемое оною ветхою церковию по тесноте кладбища и по причине насыпной земли и издревле погребаемых тут усопших к строению каменного здания неудобно…, а затем прихожанами к построению объявленного храма назначается другое, которое как по грунту земли, так и по пространству своему к построению церкви способно, и лежит близ реки Съежи от существующей ныне ветхой деревянной церкви отступя на западе во сте сорока (саженях – Д.И.); земля под оным принадлежит по плану упомянутой Удомельской церкви и состоит ныне во владении той церкви священнослужителей».

Отсюда понятно, что старая церковь находилась восточнее Богоявленской, в 140 саженях от нее. Несложно построить окружность радиусом 140 саж., что равно приблизительно 300 м, от места развалин  Богоявленской церкви. Вот что получается: на берегу озера и недалеко от Христорождественской церкви.

Итак, местонахождение, пусть и приблизительное, церкви Николая Чудотворца определено! Есть ли тому подтверждение? Поищем. Вот фрагмент карты ПГМ (планы Генерального межевания) конца XVIII века.

Церковь Николая Чудотворца на карте ПГМ 18 века

Как видим, показано село Стан и церковь на берегу озера Удомля, причем, церковь одна. Совмещение этого фрагмента с уже показанной выше картой дает возможность сделать вывод, что на карте ПГМ показана именно эта старинная церковь Николая Чудотворца, которая стояла тогда, в конце XVIII века, на этом месте. А при ней – село Стан.  (Почему на этой карте не показана вторая церковь, Христорождественская, сказать не берусь).

Кроме того, в рапорте Вышневолоцкого духовного правления (см. выше) особо отмечен факт, что новое место под церковь выделяется на церковной земле. Отсюда следует логичный вывод, что, значит, старая церковь стояла не на церковной земле. Посмотрим еще раз на карту ПГМ: так и есть – церковь Николая Чудотворца показана не на церковной, а на помещичьей земле (я обвела границы земельных участков бордовым цветом). Гораздо позже, в XIX веке, на кусочке церковной земли на правом берегу Съежи и построят новую церковь Богоявления.

Как же так получилось, что церковь оказалась стоящей не на церковной земле? Давайте вспомним, что церковь Николая Чудотворца была не просто храмом – она стояла в центре Удомельского Никольского погоста. Погосты в средние века были первыми административными единицами, религиозными и торговыми центрами. Судя по писцовым книгам, на Удомельском Никольском погосте находились и двор приезжий волостелин, и двор тиунский, то есть это был центр волости, и земли эти были волостными, в отличие, например, от монастырских земель (не забываем, что рядом находился Иоанно-Богословский монастырь с его земельными владениями). Поэтому церковь Николая Чудотворца изначально была построена на волостной земле, а вокруг нее образовалось село, которое впоследствии получит название Стан, что тоже подчеркивает его центральное значение на этой территории.

Село Стан находилось рядом с церковью, а те дворы, что располагались на левом берегу реки Съежа, представляли собой селение священнослужителей, у которого тогда даже не было названия. Кстати, это видно и на карте Менде.

Обозначу на карте Менде все три церкви, хотя одновременно они стояли по две: сначала церковь Николая Чудотворца и церковь Рождества Христова, а потом, с середины XIX века, церковь Рождества Христова и церковь Богоявления.

Церкви Удомельского Никольского погоста на карте Менде

Итак, теперь мы знаем, где территориально находился центр Удомельского Никольского погоста – там, где стояла деревянная церковь Николая Чудотворца. Там же находилось и само село Стан (это видно на карте ПГМ). Теперь мы не будем путать его с современным селом Стан, расположенном на левом берегу реки Съежа.

Продолжение рассказа об истории села Стан  - в следующих сообщениях.

1.  Д. Ивлев. «Где синеют дали лесов заозерья, где звонят у старого Николы»… Удомельский Николаевский погост в конце XVIII – начале XX веков. Сайт Матвеево.приход.ру: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1209213

Комментариев нет:

Отправить комментарий