Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

18 января 2015 г.

Художник С.Ю. Жуковский и Удомля

Художник Станислав Юлианович Жуковский (1875 – 1944) – знаковая фигура в русском искусстве конца XIX – первой трети XX вв. Еще со времени обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он считался прямым наследником традиций И.И.Левитана. Постепенно у молодого художника выработался свой узнаваемый стиль письма. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, а позже становится одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1907 году Станиславу Юлиановичу было присвоено звание академика.
С.Ю. Жуковский много жил и работал в Вышневолоцком и Удомельском краях (в имениях Всесвятское, Гарусово, Бережок, Островки). Дом из Островков, где жил художник, в 20-е гг. был разобран и перевезен в пос. Овсище (Вышневолоцкий р-н). Интерьер этого дома изображён на многих картинах Жуковского, например, на картине "Радостный май" (1912).



 Картина "Лунная ночь" изображает подъезд к барскому дому в усадьбе Всехсвятское Тверской губернии Вышневолоцкого уезда. За эту работу Жуковский получил звание классного художника.
В конце 1899 - начале 1900 г. на XIX выставке картин Московского общества любителей художеств экспонировалась картина "Ясная осень. Бабье лето" (1899). 
Пейзаж написан в усадьбе Поддубье Тверской губернии и изображает липовую аллею, которая вела от церкви к барскому дому.
Картина "Осенний вечер" (1905), изображающая угол дома усадьбы Сигово в имении Колокольцевых на берегу озера Удомля, была представлена в 1909 году на Международной художественной выставке в Мюнхене. За неё  Жуковский был награжден медалью 2-й степени.
К концу 1900-х годов творчество художника вступило в пору расцвета.   
"Плотина" (1909) - один из шедевров Жуковского. Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз - это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда, избушка сгорела.
На картине "Летом. Ветреный день" Жуковский запечатлел легендарное озеро Удомля, где И.И. Левитан написал своё известнейшее произведение "Над вечным покоем". Изображенная художником панорама среднерусского пейзажа подчёркивает историческую и преемственную связь Левитана и Жуковского.

Со временем Жуковского всё больше привлекала тема усадебного пейзажа. Художник вдохновенно писал усадьбы в разные времена года, открывая в них ту удивительную красоту, которую сохранили вековые парки с тенистыми аллеями, старинные особняки - каменные, с портиками, украшенными колонами, или простые, деревянные; их комнаты с мебелью прошлого века из красного дерева и старинными картинами на стенах. Недаром Жуковского до сих пор называют певцом русской усадьбы.
"Усадьба в Поддубье"
"Поэзия старого дворянского дома"
Близким другом С.Ю. Жуковского был Леонид Георгиевич Беллярминов (1859 - 1930) - офтальмолог, лейб-окулист, доктор медицины, профессор, владелец усадьбы "Бережок" на озере Песьво. Целый ряд картин был посвящен этому дому, некоторые из которых представлены ниже. К большому сожалению, от этой красоты остались одни руины.
"Белый дом"
"Бессонная ночь"
"Усадьба осенью"
Эти и другие картины С.Ю. Жуковского представлены в альбоме "Удомельский край на картинах С.Ю. Жуковского".

Источники: http://rusprogram.ru/l26
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9887 

Комментариев нет:

Отправить комментарий