Посвящается Удомле и Вакарино

Посвящается Удомле и Вакарино

16 марта 2022 г.

Село Стан – центр волости Удомля

Село Стан занимает особое место в истории Удомельского края. И связано это прежде всего с тем, что в средние века это село было центром огромной волости под названием «Удомля»(1).

Стан на карте XXI в.

Но где же находился тот средневековый Стан? На месте современного села или где-то в другом месте? Давайте разберёмся с этой историей…

Из писцовых книг 1498-1499 гг., написанных спустя 20 лет после того, как волость Удомля перешла от новгородского владыки к Москве, мы можем узнать о существовании Никольского Удомельского погоста, где, кроме дворов священников и крестьян, значатся «двор волостелин, двор тивун» (2). В то время это село еще не имело привычного нам названия, но наличие в нем двора представителя великокняжеской (царской) власти – волостеля и двора тиуна (он же приказчик, судья и полицейский надзор) – указывает на то, что здесь был административный центр волости.

Так где же были эти дворы?

В Писцовой книге 1551 года в описании Никольского Удомельского погоста говорится следующее: «В Никольском погосте в Удомельском на погосте церковь Никола Чюдотворец, а дворов на погосте: дв. дьяк Ромашко, дв. дьяк же Гаврилко, дв. пономарь Якуш, дв. пономарь же Ермолка, оба живут на черной земле на волостной, дв. проскурница Иринка на церковной земли без пашни… Да церковные ж деревни Николские, дер. Селцо: дв. поп Семен… , а другая дер. Лука Николская ж: дв. поп Степан, дв. дьяк Гаврилко… Да на погосте двор приезжий волостелин, да двор тиунский, без пашни оба» (3).

В этом описании хорошо видно разделение земель на волостную и церковную. Часть дворов (пономарей) размещались на волостной земле, а часть (проскурница), включая деревни Сельцо и Лука Никольская – на церковной. К сожалению, мы не располагаем картами Удомельского края XVI века. Самая ранняя карта – карта ПГМ (План Генерального межевания), составлена в конце XVIII века.

Село Стан на карте ПГМ, конец XVIII в.

На этом фрагменте я бордовым обвела границы церковных владений в районе села Стан и границы помещичьей земли, которая в 1551 году еще была волостной, т.е. государственной. На карте видно, что на месте современного села Стан на левом берегу Съежи на церковной земле располагалось некое селение, название которого не берусь угадывать. А вот село с названием Стан указано на другом участке – на правом берегу Съежи на берегу озера Удомля, где крестиком обозначена и церковь.

Несмотря на разницу в 200 лет, эта карта позволяет понять, что центр средневековой волости Удомля, Удомельский Стан, мог располагаться только на волостной земле, не на церковной. Там же стояла и древняя «церковь Николы Святы».

Но вернемся в XVI век. К 1582-1583 году наместники были уже упразднены, и земли Удомельской волости были розданы в поместья. В Писцовой книге 1582-1583 гг. об Удомельском Никольском погосте написано так: «Погост на озере на Удомле, а на погосте церковь Никола Чюдотворец. Да придел Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисус Христа, на погосте: (во дв) понамарь, (д) проскурница, пашни церковные… Да церковная ж (дер) Попово пуста, пашни церковные… ; (дер) Сельцо на реке на Сьеже (д) поп Некрас, пашни церковные… Да на погосте ж двор помещиков Олексея Иванова сына Мозовского, преж того было в поместье за Мурзою за Тугучюриным Азямчина; а непашенных: (д) Мишка Тулупов, (д) Иванко Савельев, да три дворы пустых…» (4)

Как видим, бывшие волостные земли стали принадлежать помещикам: сначала татарину Мурзе Тугучурину Азямчину, затем Алексею Иванову сыну Мозовскому, а позже поместье было «велено отдати для усадища Говейским козаком и новокрещеном Данилку Козанцу с товарыщи 54-м человеком»(4).

Впоследствии эти земли перешли во владения князей Путятиных. Согласно Писцовой книге 1645-1646 гг., хозяином села Стан стал князь Богдан Иванов сын Путятин: в Удомельском погосте на Стану располагался «двор помещиков, да (двор) Дорофейко Власов с сыном с Янкою, (двор) Антипко Тарасов с сыном с Терешкою…»(5)

В 1678 году Стан перешел по наследству сыну Богдана  - князю Алексею Путятину (6). После смерти Алексея Путятина часть его владений получила вдова, княгиня Авдотья Ивановна Путятина (деревня Ряд, остров Двинов на озере Удомля, Зарьково, Порожилово). После ее замужества все эти земли стали принадлежать ее второму мужу, Ивану Юрьевичу Татищеву (7). Однако село Стан досталось не ей, а князю Никите Юрьевичу Путятину, дальнему родственнику Алексея Богдановича Путятина. По документам он был владельцем села Стан в 1737 году, а уже в 1740 году село принадлежит его сыну, статскому советнику, Мануфактур-Коллегии прокурору, князю Алексею Никитичу Путятину, и в 1782 г. оно принадлежит ему же (8).

Вот мы и подошли ко времени составления карты ПГМ (см. выше) – к концу XVIII века. Сменились многие владельцы села Стан, но расположение села указано на берегу озера Удомля рядом с церковью, а не на берегу реки Съежа, где находится Стан ныне. На месте современного Стана на левом берегу в те времена располагалось Сельцо на реке Съежа с дворами священнослужителей, которое не имело даже особого названия. И в ХХ веке там жили священники Петропавловский, Никольский, Худяков и др.

Село Стан на карте 1825 г.

Проследим историю села Стан далее.

В конце XVIII века село Стан и земли при нем в приданое от отца получила Ольга Алексеевна Путятина, в замужестве Балк (9). Вот как описывается этот земельный участок в «Экономическом описании Вышневолоцкого уезда», составленном в начале XIX в. (10):

«Село Стан коллежской асессорши Ольги Алексеевой дочери Балковой. Село при озере Удомле, две церкви деревянные: 1-я Святителя Николая Чудотворца с приделом Богоявления Господня и Сергия Радонежского Чудотворца; 2-я Рождества Христова с приделом Александра Свирского Чудотворца. В оном селе каждогодно бывает ярмарка июня с 18 по 21 число, на которую приезжают купцы из городов Твери, Вышнего Волочка, Бежецка, Валдайска, Боровичь, Весьегонска, Устюга, Кашина и Калязина шелковыми, бумажными и шерстяными тканями, кожевенных товаров, серебряными, медными, оловянными и железными мелочными изделиями, а крестьяне с хлебом и съестными припасами, с деревянною и глиняною посудою и с крестьянскими изделиями.

Дачею на правом берегу реки Съежи и при озере Удомле. Сия река в летнее жаркое время бывает шириною от 3 до 5 сажень, глубиною от 8 вершков до 2 аршин. В ней рыба щуки, окуни, язи, голавли, плотва и пескари. Вода для употребления здорова. Земля иловатая с камнем, урожай всякого хлеба и сенные покосы средственны, крестьяне на оброке промышляют хлебопашеством, зажитка средственного».

Вот таким был тот Стан на берегу озера Удомля: с двумя церквями и ежегодными широкими ярмарками. Об истории этих церквей подробно можно прочитать здесь.

В 1811 году Ольга Алексеевна Балк решила подарить часть крестьян из села Стан своему сыну Ивану Балк. Об этом имеется свидетельство в Ревизских сказках 1811 года. Письмо Ольги Балк своему крестьянину, старосте села Стан Петру Филиппову:

«24 сентября 1811 г.

С получением сего непременно в самой скорости, описав ведомства твоего живущих в сей деревне крестьян мужеского пола, не пропуская ни одного под строгим за оное наказанием. Семейство твое, состоящее из 12 душ, мною вы все подарены сыну моему родному коллежскому регистратору Ивану Балку, то ты по получении от него ревизии и за подписанием его ты должен представить, куда следует. А остальные показать еще впредь до моего рассмотрения, покамест за мною сполна причитается, и от моего имени велю тебе всех остальных описать и подать, куда следует, в Ревизскую Вышневолоцкую комиссию, и на оное получить Свидетельство, и в Книге расписаться, в чем я тебе верю, и что ты учинишь впредь. Спорить и прекословить не буду и с тем остаюсь.

Помещица твоя вдова коллежская асессорша Ольга Алексеева дочь по мужу Балк».

Письмо Ольги Балк из РС 1811 г.

В результате село Стан и вся дача были размежеваны на два участка, один из которых принадлежал Ольге Алексеевне Балк, а второй – Ивану Ивановичу Балку. Иван Балк, видимо, был прогрессивным для своего времени человеком: уже в 1820 году все крестьяне его части Стана были отпущены на волю и числились вольными хлебопашцами: 23 человека (10 муж. п. и 13 жен. п.).

Участок и часть села, владения Ольги Балк, после ее смерти в 1816 г. перешли к Александру Балку, а в 1820 г. его приобрел по купчей крепости надворный советник Иван Васильев Аракчеев. В 1840 году по исповедным ведомостям владельцем второй части дачи №1240 и села Стан числится полковник Рихард Яковлевич Зильман, муж Надежды Ивановны Аракчеевой.

Увидеть эти два участка можно на планах Межевой канцелярии, выполненных в 1847 г., когда размежевание дачи №1240 было официально оформлено (15, 16).

План 1. Геометрический специальный план дачи 1-й части д. Стан,
владения вольных хлебопашцев

План 2. Геометрический специальный план дачи 2-й части д. Стан,
владения полковника Р.Я. Зильмана

Как мы видим, не только весь участок, но и само село Стан разделено межой на две части. Вероятно, в этом было определенное неудобство, и поэтому Р. Зильман перенес свою часть села Стан на новое место – на правый берег реки Съежа выше по течению. В исповедных ведомостях 1850 и 1860 гг. эта деревня называется не Стан, а Выгон. Но, по-видимому, это название не прижилось – на карте Менде конца 1850х гг. новая деревня называется Стан, как и село.

На той же карте Менде селение церковнослужителей на левом берегу реки по-прежнему не имеет никакого названия. 

Карта Менде, середина XIX в.

Карта Менде, середина XIX в.

Как показывает история, судьба самого первого Стана с самого начала и до конца оказалась связанной с судьбой церкви Николая Чудотворца. Как центр Никольского Удомельского погоста Стан появился при церкви на волостных землях и веками там и располагался. Но вот в 1872 году было закончено длившееся десятилетия строительство новой каменной церкви Богоявления Господня (12). Вместо древней обветшавшей деревянной церкви Николая Чудотворца была построена новая белоснежная церковь с пятью приделами.

Однако построена она была не там, где стояла прежняя древняя церковь: «прихожанами к построению объявленного храма назначается другое, которое как по грунту земли, так и по пространству своему к построению церкви способно, и лежит близ реки Съежи от существующей ныне ветхой деревянной церкви отступя на западе во сте сорока (саженях); земля под оным принадлежит по плану упомянутой Удомельской церкви и состоит ныне во владении той церкви священнослужителей» (12).

Новая церковь была построена уже на церковной земле, на самом берегу реки – ее руины можно и сейчас найти на правом берегу реки Съежа. Перенесено туда было и церковное кладбище (13).

На Плане 1 1847 г. (см. выше) знаком «крест» указано месторасположение деревянной церкви, «старой церкви», как указано в тексте. К этому времени деревянной церкви Николая Чудотворца уже не существовало, значит, крест на чертеже обозначает церковь РождестваХристова, вторую старинную деревянную церковь в с. Стан, которая просуществовала до начала ХХ века.

Для наглядности я объединила с соблюдением масштаба оба плана 1847 г. и разместила их на плане с аэрофотосъемки 1972 г. На этом совмещении хорошо видно в стороне от дачи № 1240, на церковной земле, место, где стояла церковь Богоявления. И становится понятно, как проходили дороги через село Стан, и где был мост через р. Съежа.

Совмещение плана 1847 г. и аэрофотосъёмки 1972 г.

После того, как в 1910х гг. древняя Христорождественская церковь была разобрана из-за ветхости, сосредоточием жизни людей стала новая каменная церковь Богоявления. Постепенно стало расширяться то Сельцо, где когда-то жили одни лишь священники – на левом берегу реки Съежа, а старинное село Стан постепенно исчезло.

Способствовало этому и появление новой дороги на Котлован. В 1870 году, когда была открыта Рыбинско-Бологовская железная дорога и появилась станция Троица (будущий посёлок Удомля), преимущество получили пути, связывающие её с различными населёнными пунктами. «К железнодорожным станциям потянулись просёлочные дороги, изменились большаки. Претерпел изменения Котлованский тракт. Теперь он начинался от Удомли, шёл на село Троицу – Стан – Гарусово, вливался в старый участок Касково-Доронино и направлялся дальше. Одновременно осваивался новый участок Котлованского тракта: Островно – Порожки – Стан, который некоторое время конкурировал с гарусовским вариантом и к 1920-му году окончательно вытеснил его» (14).

В статье «Стан» Н. Архангельский описывает даже четыре существовавших в ХХ веке Стана (11).Но ни один из них уже не был тем самым, легендарным, древним Станом, что был центром средневековой волости под названием «Удомля». Тот старинный Удомельский Стан, «село при озере Удомле», исчез навсегда…

Условное расположение с. Стан и церкви Николая Чудотворца в XVI в.

Ссылки:

1. Петрова Т.Б. Удомля в XV веке // Озеро Удомля, 2016. URL: https://miraclelake.blogspot.com/2016/12/xv.html

2. Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые документы поместно-вотчинных учреждений Московского государства XV-XVII столетий – Москва, 1905.

3. Новгородские писцовые книги, изданные Императорской археографической комиссией. Т.6 Книги Бежецкой пятины, 1910. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003830987#?page=1

4. Писцовая книга Бежецкой пятины 1582/1583 гг. том 3 / Сост. С.А. Андреев, 2021.

5. РГАДА Ф.1209 оп.85 д.39 «Писцовые книги. Описи. Новгородский уезд. Ладога, Пусторжевский уезд. Переписные книги».

6. РГАДА Ф.1209 оп.85 д. 40 «Писцовые книги. Описи. Новгородский уезд. Старорусский уезд, Ладога».

7. Петрова Т.Б. Гардемарин и Удомля // Озеро Удомля, 2017. URL: https://miraclelake.blogspot.com/2017/10/blog-post.html

8. ГАТО Ф. 160 Исповедные ведомости Бежецкой пятины Тверской половины Удомельского погоста церкви Николая Чудотворца 1737 – 1782 гг.

9. ГАТО Ф. 312 оп. 6 Ревизские сказки Вышневолоцкого уезда Удомельского погоста крестьян села Стан 1795 и 1811 гг.

10. РГИА, Ф. 1350 оп. 312 д. 166 «Экономическое описание Вышневолоцкого уезда».

11. Архангельский Н.А. Стан // История деревень Удомельского района, 1999-2002. URL: https://drive.google.com/file/d/1nyiP9jq-aAVidZUdvbBH4fgQYURp2pyl/view

12.Ивлев Д. «Где синеют дали лесов заозерья, где звонят у старого Николы»… Удомельский Николаевский погост в конце XVIII – начале XX веков,  2020. URL: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1209213

13. Петрова Т.Б. Удомельский Никольский погост. Где стояла церковь? // Озеро Удомля, 2021. URL: https://miraclelake.blogspot.com/2021/02/blog-post.html

14.Архангельский Н.А. История Удомельского района с 1900 по 1917 год, 1995. URL: https://drive.google.com/file/d/0B8BpHNW5anaVT0hLQ1hGY2FxY28/view 

15. ГАТО ф. 852 оп. 17 д. 2530 Геометрический специальный план дачи 1-й части деревни Стан (б. село) владения вольных хлебопашцев

16. ГАТО ф. 852 оп. 17 д. 2531 Геометрический специальный план дачи 2-й части деревни Стан(б. село) владения полковника Р.Я. Зильмана

3 комментария:

  1. Очень интересно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Значит церковные постройки, где жили священники находились в той части Стана, которая называлась Сельцо?

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересно.Спасибо огромное.

    ОтветитьУдалить